Домино — развлекательная игра для взрослых и детей. Способствует развитию памяти, логики и внимания. Вы можете использовать её, чтобы пережить дождливые вечера и повеселиться в компании. К счастью, играть в домино несложно, как в классическом варианте, так и в более сложных вариантах.
Разновидности игры в домино
Родиной домино считается Китай. В китайской игре было представлено 32 костяшки. В России распространены 28 домино.
Каждая костяшка имеет прямоугольную форму и разделена на 2 половины с одной стороны. Каждая её часть отмечена от 0 до 6 точек, что означает баллы. В классический набор из 28 элементов входят 7 дублей — костяшек с одинаковым количеством очков на обеих половинах.
Основными материалами для изготовления домино являются пластик, дерево, кость и металл.
Существует еще детское домино. На нем изображены прямоугольные фишки с изображениями фруктов, овощей, игрушек и других вещей, которые могут понравится ребенкй.
Всего существует более 40 видов домино. Есть самые доступные, которые подходят новичкам и требуют определенных навыков.
Помимо классических домино, наиболее популярными играми являются:
- «Спортивное домино»;
- «Козел»;
- «Морской козел»;
- «Чечевэ»;
- «Телефон»;
- «Осел»;
- «Генерал» («General Goat»);
- «Семёрка».
- «Колбаса»;
Разница в играх в основном связана с количеством участников и способом подсчета очков. Вы можете играть в домино вдвоём, тройками или парами.
Правила классического домино
Классические домино — самый распространенный вариант этой игры. У вас должен получиться набор для игры, состоящий из 28 костяшек.
Цель игры — построить следующую цепочку элементов так, чтобы количество очков на соседних половинах было одинаковым. Последовательность ходов производятся по часовой стрелке.
Количество участников
В игре принимают участие 2-4 человека. В игру можно играть в одиночку или парами. Количество получаемых игроками фишек варьируется:
- в игре один на один участники получают 7 костяшек;
- в парной игре по двое — 5 костяшек.
Остальные фишки (нераскрытые) откладываются в резерв. Из этого резерва игроки берут фишки, требуемые для продолжения игры.
Как ходить и отбиваться
Игрок с наибольшим количеством удвоений (например, 6-6) имеет право ходить первым. В случае, если у игроков нет дубля, первый ход делается игроку, у которого на руках дубль с максимальным количеством точек.
Затем игроки создают цепочку из костяшек таким образом, чтобы количество очков на половинках разных жетонов было одинаковым. Например, один конец цепочки заканчивается 6 точками, а другой — 5 точками. Найдите среди своих частей те, на половине которых по 6 или 5 точек, и поместите их на правильный конец цепочки.
Если у игрока нет нужного предмета, он идет на базар и берет там костяшки до тех пор, пока не найдет нужный элемент или резерв не опустеет. Если подходящей костяшки найти не удается, в таком случае ход пропускается.
Игра заканчивается, когда у одного из игроков заканчиваются фишки или нет фишек для продолжения игры.
Играя в домино, нужно быть осторожным и следить за каждым ходом соперника. Имея в руке костяшки разного достоинства, немедленно подумайте о своем следующем шаге. Попробуйте определить намерения игрока. Начиная с этого места, начните игру со слабыми или сильными фишками.
Как играть в «Козла»
Чтобы начать игру в домино «Козёл», вам понадобится классический набор из 28 элементов. Количество игроков колеблется от двух до четырех человек.
Все фишки переворачивают изнанкой и хорошо перемешивают. Каждый участник берет себе по 7 или 5 камней. Костяшки должны быть вытянуты таким образом, чтобы другие игроки не могли видеть количество очков, указанное на камнях.
Первый ход делает игрок с наименьшим двойным или наименьшим счетом, например, 1-1, 1-2. Затем игроки по очереди выстраивают цепочку из совпадающих фигур.
Игра заканчивается, когда один из игроков выложил все свои фишки или когда у соперников есть камни, но игра не может продолжаться (это называется рыбой). В этом случае дубль нельзя считать последним камнем.
«Морской козел»
В играх «Козёл» и «Морской козел» есть аналогичные правила. В игре задействовано столько же игроков. Костяшки обрабатываются по такому же принципу. Камень с наибольшим количеством дублей или точек играет первым.
Однако есть некоторые отличия:
- Игра заканчивается, когда один из игроков набирает 125 очков.
- Очки начисляются проигравшему, но только в том случае, если он наберет более 25 очков. В остальной части игры проигрыш не фиксируется.
- Если у одного игрока есть 5 или более дублей, жетоны перемешиваются и перемешиваются.
- Если у участника есть две пары, совпадающие на разных концах цепочки, они могут быть выданы за один ход.
- Когда в конце игры остается в руке дубль 0-0, начисляется 25 очков. При 6-6 начисляется 50 баллов. Если обе пары находятся в руках одного игрока, он получает соответственно 75 очков.
- Когда игра заканчивается двойным дублем 0-0, счастливчик, который бросил кубик, автоматически становится победителем. Этот розыгрыш называется «Лысый козёл».
Ход с тайтлом 6-6 именуется «ход на сто». Победителем становится участник, вышедший с этой фишкой и завершивший раунд первым. Однако, если во время игры у него осталось фишек на сумму 25, то он считается проигравшим.
Подсчет очков
Тип игры влияет на счет. В классическом домино счет идет в пользу игрока с наименьшим количеством очков.
В играх «Морской козёл» и «Козёл» очки начисляются игроку или паре игроков, набравших наибольшее количество очков. При этом баллы начисляются только в том случае, если набрано не менее 25 баллов. Если игрок имеет дубль 0-0 в конце раунда, он получает дополнительные 25 очков. Фишка со значением 6-6 добавляет 50 очков. Игра ведется по согласованию между игроками (100, 200, 300 или 500 очков).
При рыбе
Участник, закончивший игру рыбой, называется рыбаком. Он автоматически имеет право сделать первый ход в следующем раунде. Игра не заканчивается ничьей с рыбой. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество очков на камнях после подсчета очков.
Пустышка и дубль пустышки
Костяшка с пропущенными точками именуется пустышкой. Пустышка также именуется мылом, или нулевым дублем. Правилами запрещено делать первый ход этой костяшкой. Игрок, у которого остается этот элемент в конце игры, получает 10 очков.
Самостоятельно научиться играть в домино проще всего, если у вас есть опытный педагог. Самое сложное — это выяснить, как подсчитывать очки и запреты, но принцип игры прост и понятен. Вечером можно научиться играть на любительском уровне, но чтобы играть на профессиональном уровне, нужно потратить годы на тренировку.